Home Ремонт бытовой техники Статьи Обслуживание автомобильных свечей зажигания

Обслуживание автомобильных свечей зажигания

Простые рекомендации при обслуживании и замене свечей зажигания автомобиля

В течение первых 2000...3000 км пробега пробивное напряжение новой свечи зажигания повышается на 15...20% за счет округления кромок электродов. При дальнейшей работе под действием горючих газов, высокой температуры и искрового разряда электроды вырабатываются (выгорают) и зазор в свече увеличивается в среднем на 0,015 мм на каждые 1000 км пробега автомобиля.

В результате пробивное напряжение искрового промежутка постепенно возрастает и рано или поздно система зажигания начинает работать с перебоями. В связи с этим через каждые 10 тыс. км пробега рекомендуется проводить регулировку искрового промежутка подгибкой бокового электрода, а через 30...40 тыс. км пробега - заменять свечи на новые. Использовать свечи с пробегом более 50 тыс. км не следует.

Перед вывертыванием свечей необходимо удалить вокруг них грязь и обдуть посадочные места сжатым воздухом, чтобы предупредить засорение камеры сгорания через свечное отверстие в головке блока цилиндров.

Вывертывать и завертывать свечу следует только при помощи свечного ключа со стандартным воротком длиной не более 20 см. Использовать вороток большей длины не рекомендуется, так как при затяжке или отворачивании чрезмерно затянутой свечи ее можно сломать. В случае использования свечи с конусной опорной поверхностью корпуса можно повредить не только саму свечу, но и посадочное гнездо в головке блока цилиндров.

Для затяжки свечей лучше использовать динамометрический ключ, соблюдая рекомендуемый момент затяжки (табл. 2), который зависит от размера резьбы, вида опорной поверхности корпуса свечи и материала головки блока цилиндров.

Опорная поверхность корпуса Резьба Материал головки
блока цилиндра
Чугун Алюминиевый
сплав
Плоская М 10*1 10...15 10...15
М 12*1,25 15...25 15...25
М 14*1,25 20...40 20...30
М 18*1,5 30...45 20...35
Конусная М 14*1,25 15...25 10...20
М 18*1,5 20...30 15...23

Если во время установки резьба свечи смазывается графитовой смазкой, то момент затяжки следует уменьшить от рекомендуемых в табл. 2 значений на 20...25%. Новые фирменные свечи в смазке резьбы не нуждаются.

При отсутствии динамометрического ключа поступают следующим образом. Завертывают свечу с чистой резьбой рукой до упора. Далее, используя штатный свечной ключ, продолжают ввертывать свечу до задержки вращения. После этого следует довернуть свечу. Для новых свечей с плоской опорной поверхностью корпуса и уплотнительным кольцом доворот составляет 90°. Если свеча с уплотнительным кольцом уже находилась в эксплуатации — доворот не более 30°. Свечу зажигания с конусной опорной поверхностью корпуса и без уплотнительного кольца "доворачивают" всего на 15°.



Более благоприятные условия воспламенения топливовоздушной смеси достигаются в камере сгорания двигателя, если ввернутая в головку блока цилиндров свеча располагается таким образом, чтобы боковые электроды не препятствовали доступу горючей смеси в искровой промежуток при открытии впускного клапана. Такое положение свечи можно обеспечить в пределах допустимого угла затяжки, предварительно сделав метки на корпусе свечи и на посадочном месте головки блока. Метки должны соответствовать оптимальному расположению свечи в камере сгорания относительно впускного клапана. Наиболее просто это выполнить для свечи с одним боковым электродом. Было замечено, что при таком расположении свечи стенки камеры сгорания меньше покрываются нагаром, двигатель более устойчиво работает на холостом ходу, меньше потребляет топлива и его мощность несколько возрастает.

Величина воздушного зазора свечи с нечетным числом боковых электродов проверяется круглым щупом, который вставляется продольно относительно бокового электрода и должен проходить между электродами с едва ощутимым сопротивлением. Ясно, что плоским щупом точно измерить зазор невозможно, так как в результате электроэрозии на боковых массовых электродах образуются выемки, которые вносят погрешность в измерение искрового промежутка. Эта погрешность может составлять 40...60%, что необходимо иметь в виду при установке зазора в свече с нечетным числом боковых электродов.

 

Типовые неисправности автомобильных свечей зажигания