Home Ремонт бытовой техники Статьи Конструкция статора автомобильного стартера

Конструкция статора автомобильного стартера

Схема электрических и магнитных цепей стартера

Рис. 1. Схема электрических и магнитных цепей стартера BOSCH-DW: 12/1.1

Замена статорных обмоток возбуждения постоянными магнитами помимо изменений электромагнитных параметров электродвигателя повлекла за собой принципиальные конструктивные изменения в устройстве статора и роторного узла.

 

На рис. 1 приведено схематическое изображение электрических и магнитных цепей статора с постоянными магнитами. На рисунке обозначено: NS — северный (синий) и южный (красный) полюсы постоянных магнитов статора; а, Ь, с, d — щетки коллекторно-щеточного механизма (желтый цвет), соединенные попарно (а+d — проводом Б+, b+с — проводом Б-); В — силовые линии (зеленый цвет) главного магнитного поля электродвигателя; (1—6), (14-19), (15—20), (28-5) - номера токопроводных стержней якорной обмотки (оранжевый цвет), подключенные к щеткам и находящиеся в магнитном поле; ω — вал якоря.

Массивная литая станина ярма статора заменена легким статорным цилиндром К, который свернут из листового железа (1,6 мм). Соединительный шов на поверхности цилиндра «зашит» фигурными замками, которые для надежности проварены точечной электросваркой. Защелки фигурных замков и все прочие крепежные элементы вырубаются или продавливаются штамповкой еще до свертки листа в цилиндр. Отдельным штампом на обечайку наносится маркировка.

После свертки и сварки вовнутрь магнитного ярма статора устанавливаются постоянные магниты. Постоянные магниты из ферритов твердые, но хрупкие. Их крепление к ярму не может быть механически жестким (под болт), так как, находясь под затяжкой, ферриты даже при незначительных ударах могут растрескаться.

Проблема крепления и фиксации ферритовых магнитов решена с помощью шести пружинных фиксаторов Ф, вдвинутых между магнитами. Каждый фиксатор — это продольная упругая стальная платина с П-образным профилем и с упорами с одной стороны. В собранном виде ферритовые магниты расперты упругими усилиями этих фиксаторов, за счет чего надежно прижаты к внутренней поверхности статорного цилиндра. Точная установка и фиксация собранной магнитной системы «по месту» обеспечивается защелками фиксаторов, которые представляют собой окна в упругих пластинах, надвинутые при сборке на зубцовые вырубы в статорном цилиндре.

Ферритовые магниты установлены на статорном ярме с чередованием полярности, что образует шестиполюсный (N-S-N-S-N-S) статор современного стартерного электродвигателя (см. рис. 1).

Указанные конструктивные отличия обеспечивают статору малые габариты и вес, компактность, простоту в сборке и высокую эксплуатационную надежность.

Продолжение: Якорь электродвигателя автомобильного стартера, устройство и принцип работы