Протектор и профильный рисунок автомобильных шин

Протектор, это беговая поверхность (поверхность качения) шины, изготовленная из высокопробной резины с нанесенным профильным рисунком.

Профильный рисунок шины, это рисунок, наносимый в соответствии с назначением шины на протектор в форме шашек, ребер, канавок для обеспечения надежного зацепления колеса с поверхностью дороги. В зависимости от назначения шины имеют следующие типы рисунка протектора: с дорожным рисунком, универсальным рисунком, рисунком повышенной проходимости, зимним рисунком. Глубина канавок рисунка в значительной степени влияет на срок слжбы шины, передачу тягового усилия, устойчивость автомобиля в задаваемом водителем направлении движения и отвод воды из зоны соприкосновения протектора с дорогой.

Автомобильные шины с различными рисунками протектора
Рис.1. а) Шины с различными рисунками протектора:
а, б — диагональные с дорожным рисунком; в — радиальная с дорожным рисунком; г — радиальная с зимним рисунком

Шины с дорожным рисунком протектора предназначены для движения автомобиля с высокими скоростями на дорогах с твердым усовершенствованным покрытием. Они хорошо «держат» дорогу, обеспечивают устойчивость при поворотах, хорошую передачу тягового усилия, небольшое сопротивление качению, низкий уровень шума, противоизную прочность, значительный срок службы.

У диагональных шин широко распространен мелкий, ориентированный вдоль беговой поверхности шины рисунок протектора, придающий шинам хорошую противоизную прочность.

У радиальных шин в самой конструкции заложены хорошие противоизн качетва. Поэтому их рисунок протектора более крупный, имеет глубокие канавки поперечного и диагонального направления. Благодаря этому существенно повышаются такие свойства шины, как ее контакт с поверхностью дороги и вытеснение и отвод воды в зоне контакта шины с дорогой (что препятствует аквапланированию колеса при движении по мокрой дороге).

Безопасность движения автомобиля гарантируется до тех пор, пока истирание протектора шины не достигло индикатора износа, заложенного в беговой поверхности шины. Глубина рисунка протектора измеряется специальным прибором и не должна быть менее 1,6 мм у шин легковых автомобилей.

Радиальная шина с металлокордом и прибор для измерения глубины рисунка протектора
Рис.2. а) Радиальная шина с металлокордом с дорожным рисунком протектора; б) прибор для измерения глубины рисунка протектора.

Зимние шины имеют рисунок с высокими глубокими канавками, которые обеспечивают оптимальное сцепление с поверхностью дороги при движении по заснеженной, слякотной дороге, обеспечивают предотвращение юза.