Система зажигания «Искра ГАЗ-Н»
Система зажигания «Искра ГАЗ-Н» является модификацией системы "Искра" схему и принцип работы которой мы подробно рассмотрели в предыдущей статье: бесконтактная система зажигания, и предназначена для четыоех- и восьмицилиндоовых двигателей. Система зажигания «Искра ГАЗ-Н» (рис. 1) состоит из коммутатора I (13.3734), датчика распределителя S4 (19.3706 для четырехцилиндровых двигателей или 24.3706 — для восьмицилиндровых двигателей), катушки зажигания Т (Б 116), добавочного резистора II (14.3729) и аварийного вибратора (51.3747). При включенном выключателе зажигания S1 и не вращающемся роторе датчика В к системе приложено напряжение батареи GB. В этом случае транзистор VT7 закрыт, а транзисторы VT8, VT9 и VT10 открыты. По первичной обмотке L1 катушки зажигания идет ток I1. При подаче положительного сигнала от датчика В через диод VD1 и формирующую цепь R1-СЗ на базу транзистора VT7 он открывается и соответственно закрываются транзисторы VT8-VT10. В момент закрывания транзисторов ток через первичную обмотку L1 прерывается и во вторичной обмотке L2 возникает импульс высокого напряжения, подаваемый на свечу Е. Стабилитрон VD6 служит для ограничения напряжения на транзисторах VT10 и VT9 и в режимах отсечки, стабилитроны VD2 и VD4 с резисторами R2 и R3 — для защиты системы при повышении напряжения бортовой сети. При напряжении питания системы выше 18 В на транзистор VT7 подается запирающий импульс напряжения и система отключается. Резистор R1 и конденсатор СЗ образуют цепь, предназначенную для формирования сигнала датчика В. Параметры цепи подобраны таким образом, что она обеспечивает углы смещения момента искрообразования в пределах 1—2°. В системе зажигания четырехцилиндровых двигателей смещение дополнительно обеспечено выбором угловых соотношений полюсов статора и ротора датчика распределителя 19.3706. Выходной VT10 и предвыходной VT9 транзисторы соединены по схеме составного транзистора, что исключило необходимость постановки мощного резистора в цепи коллектора транзистора VT9, вследствие чего в 2 раза снизилось тепловыделение в коммутаторе. Энергия и длительность искрового разряда системы зажигания «Искра ГАЗ-Н» для четырехцилиндровых двигателей составляет соответственно примерно 40 мДж и 2 мс при напряжении питания 12 В и частоте вращения ротора датчика 500 об/мин. Сила тока в первичной цепи может изменяться в пределах 5,5-3,3 А при изменении частоты вращения ротора датчика от 0 до 2500 об/мин. Аварийный вибратор 51.3747 в случае необходимости подключается к выводу КЗ катушки зажигания Т и выполняет ту же роль, что и в системе зажигания «Искра». Достоинством системы «Искра ГАЗ-Н» является максимальная унификация ее элементов при применении на четырех- и восьмицилиндровых двигателях. Магнитоэлектрические датчики, используемые в системах зажигания, обладают следующими недостатками: форма и амплитуда сигнала Uд датчика зависят от частоты вращения ротора датчика, что приводит к дополнительному изменению угла опережения зажигания при увеличении или уменьшении частоты вращения вала двигателя. Недостатком магнитоэлектрических датчиков является следующее: при малой частоте вращения коленчатого вала (менее 20 об/мин) сигнал датчика может быть меньше напряжения срабатывания (0,6-1,0 Вольт) коммутатора и прерывание первичной цепи катушки системы зажигания не произойдет. Позже, на отечественных системах зажигания стали применяться датчики, принцип действия которых основан на эффекте Холла. |
Автоэлектроника