Home Автоэлектроника Приборы контроля зарядного режима аккумулятора на автомобиле
Автоэлектроника

Приборы контроля зарядного режима аккумулятора на автомобиле

Прибор контроля зарядки аккумуляторной батареи на автомобиле

При контроле зарядного режима автомобильной аккумуляторной батареи одновременно обеспечивается контроль состояния генератора и регулятора напряжения.

По силе зарядного тока можно судить о степени заряженности аккумулятора, а по силе тока, проходящего через полностью заряженную батарею (так называемый ток перезаряда), о правильности регулировки регулятора напряжения и о соответствии этой регулировки температуре батареи.

Контроль зарядного режима аккумуляторной батареи на автомобиле может быть осуществлен с помощью указателя тока (амперметра), указателя напряжения (вольтметра), сигнальной лампы заряда аккумуляторной батареи и вольт-амперметра.

Указатели тока могут включаться или непосредственно в цепь аккумуляторной батареи, или через шунт.

На автобусах или других автомобилях, где генераторная установка значительно удалена от панели приборов, непосредственное включение амперметра в цепь потребовало бы специальных автомобильных проводов большого сечения для его подключения. Чтобы избежать этого, в цепи батареи устанавливают шунт (75ШМ-50, ГОСТ 8042—78, на 75 мВ, 50 А) и параллельно с ним включают указатель тока. Сопротивления проводов от шунта к указателю тока должно быть равно 0,152 Ом.

На автомобилях с вентильными генераторами для использования контрольной лампы нужно применять специальное реле, при этом усложняется схема, поэтому использование указателя тока в системах с генератором переменного тока стало преимущественным, их стали применять в отечественных автомобилях моделей 2104, 2105, МАЗ и др,.

При установке указателей напряжения можно контролировать как разрядный режим аккумуляторной батареи, так и значение напряжения в системе электрооборудования автомобиля, поддерживаемого регулятором напряжения или аккумуляторной батареей.

Шкала указателя напряжения для систем автоэлектроники автомобилей на напряжение 12 В имеет пределы 8—16 В, что обеспечивает точность изменений.

Шкала указателя напряжения имеет зоны, которые означают следующее:

  • красная (8—11 В)—очень низкий заряд аккумуляторной батареи;
  • белая (11—12 В) — низкий заряд аккумуляторной батареи; зеленая (12—15 В) — нормальный заряд батареи и нормальную работу генераторной установки;
  • красная (15—16 В) — неисправность работы генераторов. Для указателей напряжения на напряжение 24 В эти цифры необходимо удвоить.



Преимущества указателя напряжения по сравнению с указателем тока следующие:

  • возможность контроля напряжения питания всех потребителей на автомобиле (контроль регулировки регулятора напряжения);
  • возможность определения состояния аккумуляторной батареи по ее напряжению при пуске двигателя;
  • меньшая пожароопасность щитка приборов в связи с отсутствием цепи тока для амперметра;
  • возможность применения печатных схем для щитка приборов.

Технические храктеристики некоторых указателей тока и напряжения приведены в таблице:

Изделие Пределы показаний Автомобили
Указатель тока:
АП100 *
АП170
АП171
11.3811 *

50—0—50 А
30—0—30 А
50—0—50 А
100—0—100 А

С комбинацией приборов КП111
Грузовые всех марок
То же
Автобус КАвЗ-685Г
Указатели напряжения:
11.3812
12.3812

16—32 В
8—16 В

МАЗ
ВАЗ моделей 2104, 2105, 2107, 2108
* С шунтом.