Home Автоэлектроника Техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов в автомобиле
Автоэлектроника

Техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов в автомобиле

Практические рекомендации по обслуживанию контрольно-измерительных приборов

Основные неисправности спидометров: неправильное показание скорости из-за нарушения регулировки скоростного узла спидометра, колебание стрелки спидометра, заедание барабанчиков счетного узла.

Перед устранением неисправности спидометра необходимо проверить исправность гибкого вала привода спидометра, а именно, не ослабло ли крепление гаек, соединяющих гибкий вал с прибором и с коробкой передач и не оборван ли трос.

В случае обрыва троса перед установкой на автомобиль нового гибкого вала надо проверить, не явилось ли заедание червячных пар в спидометре причиной обрыва троса. Для этого нужно присоединить конец гибкого вала к спидометру и медленно проворачивать рукой свободный конец троса. При этом не должно ощущаться никаких заеданий и стрелка спидометра не должна отходить от нулевого деления. При резком проворачивании троса в рабочем направлении стрелка должна резко отклониться от нулевого деления, а затем легко вернуться обратно. Колебание стрелки спидометра возникает вследствие неправильного монтажа гибкого вала (плохое закрепление, изгибы с радиусом менее 150 мм), недостаточного количества смазочного материала внутри оболочки гибкого вала и отсутствия продольного перемещения троса внутри оболочки при затянутой до отказа гайке крепления гибкого вала к спидометру. Отсутствие продольного перемещения троса вала объясняется попаданием грязи в отверстие валика спидометра.

Автомобильные контрольно-измерительные приборы можно ремонтировать только в условиях хорошо оборудованной специальной автомастерской, поэтому в условиях автохозяйства они должны только проверяться на точность показаний и в случае отклонений от технических условий заменяться новыми.

Учитывая большое разнообразие конструкций и назначений контрольно-измерительных приборов, ниже в качестве примера приведены основные неисправности и способы проверки исправности автомобильных магнитоэлектрических указателей температуры. Проверка других конкретных типов приборов должна проводиться согласно инструкций, прилагаемых к автомобилю.

Опыт эксплуатации магнитоэлектрических указателей температуры воды и масла в автомобиле выявил следующие возможные их неисправности:

  1. Нарушение герметичности баллона датчика из-за чрезмерных усилий, прикладываемых к гайке датчика при его монтаже на двигателе. В этом случае вода, попадая внутрь датчика, выводит из строя терморезистор.
  2. Нарушение стабильности характеристик терморезистора. Чаще всего они изменяются вследствие значительных и длительных перегревов терморезистора в процессе эксплуатации, например, при работе двигателя автомобиля без охлаждающей жидкости.
  3. Смещение стрелки приемника на оси магнита из-за вибрации или ударов.
  4. Обрыв проводов внутри приемника.

При обнаружении неисправностей датчика или приемника рекомендуется заменить его исправным, а не подвергать ремонту, так как прибор и датчик не разбираются и ремонт их в эксплуатации не предусмотрен.



Проверка точности показаний датчиков и приборов температуры масла, воды в автомобиле

Для проверки точности показаний датчик и приемник должны быть сняты с автомобиля. Проверка проводится при нормальной, температуре окружающей среды (+20°С). Приемник устанавливается в приспособлений в рабочем положении. Датчик помещается в специальную герметичную ванну с водой, закрытую пробкой от автомобильного радиатора, что дает возможность увеличивать температуру воды выше 100 °С.

Указатели температуры, предназначенные для измерения температуры воды, можно проверять только в воде.

Указатели температуры, предназначенные для измерения температуры масла, проверяются также в водяной ванне.

Схема включения указателя для проверки изображена на рисунке 3.
Напряжение, подводимое к прибору, необходимо поддерживать равным 14 или 28 В (соответственно для приборов с номинальным напряжением 12 и 24В). Водяная ванна 3 С пробкой 5 медленно нагревается, например, путем включения нагревательного элемента 6 через лабораторный автотрансформатор.

На каждой контрольной отметке шкалы приемника 1 перед отсчетом показаний должна проводиться выдержка не менее 2 мин. Показания приемника указателя сравниваются с показаниями контрольного ртутного термометра 4, установленного в ванне. Цена деления контрольного ртутного термометра в этом случае должна быть не более 0,5 °С.

Комплект приемника и датчика 2 указателя можно считать исправным, если погрешность не превышает допустимых значений. Если погрешность комплекта выше указанных значений, следует проверить приемник и датчик указателя отдельно. Ниже приведены допустимые погрешности приемника и датчика указателя температуры:

Проверяемые
точки шкалы
40 80 100 110 120
Допускаемая
погрешность, °С
±8 ±5 ±5 ±6 ±6

Приемник указателя проверяют при помощи контрольного реостата или магазина резисторов, включенного в цепь вместо датчика при температуре окружающей среды (+20 ± 5) °С и питающем напряжении 14 или 28 В. Перед проверкой показаний приемника указателя его оставляют во включенном положении на предельной отметке 110 или 120 °С в течение 2 мин. При положении стрелки на контрольной отметке шкалы фиксируется значение сопротивления контрольного реостата. Показания приемника считаются удовлетворительными, если контрольные положения стрелки соответствуют значениям сопротивления контрольного реостата.

Погрешность приемника определяется как разность между показаниями приемника и контрольного ртутного термометра. Приемник указателя можно считать исправным, если его погрешности не выходят за пределы, указанные ниже:

Проверяемые
точки шкалы
40 80 100 110 120
Сопротивление
реостата, Ом
320—440 128—142 82—91 66—74 55—62

Схема включения указателя для проверки автомобильного магнито-электрического указателя температуры
Рис. 3. Схема включения автомобильного магнито-электрического указателя температуры

Проверка датчика проводится с эталонным приемником (рис. 3), сопротивление катушки которого между выводами Б и Д равно 100 ± 1 Ом. При проверке датчика используют контрольный ртутный термометр с ценой делений 0,1 °С.

Проверка датчика заключается в определении его сопротивления при контрольных температурах и работе его в комплекте с эталонным приемником. Такая проверка может быть выполнена при помощи амперметра и вольтметра.

Сопротивление датчика определяется по формуле
Rд = ΔUд/Iд,
где ΔUд — падение напряжения в датчике (показания вольтметра); Iд — сила тока датчика (показания амперметра).

Применяемый при этом испытании вольтметр должен иметь класс точности не ниже 0,5.

Сопротивление датчика ТМ100 не должно выходить за пределы, указанные ниже.

Контрольные
температуры, °С
40 60 80 100 120
Сопротивление
датчика, Ом
318—418 194—234 124—144 80—92 54—62