Техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов в автомобилеОсновные неисправности спидометров: неправильное показание скорости из-за нарушения регулировки скоростного узла спидометра, колебание стрелки спидометра, заедание барабанчиков счетного узла. Перед устранением неисправности спидометра необходимо проверить исправность гибкого вала привода спидометра, а именно, не ослабло ли крепление гаек, соединяющих гибкий вал с прибором и с коробкой передач и не оборван ли трос. В случае обрыва троса перед установкой на автомобиль нового гибкого вала надо проверить, не явилось ли заедание червячных пар в спидометре причиной обрыва троса. Для этого нужно присоединить конец гибкого вала к спидометру и медленно проворачивать рукой свободный конец троса. При этом не должно ощущаться никаких заеданий и стрелка спидометра не должна отходить от нулевого деления. При резком проворачивании троса в рабочем направлении стрелка должна резко отклониться от нулевого деления, а затем легко вернуться обратно. Колебание стрелки спидометра возникает вследствие неправильного монтажа гибкого вала (плохое закрепление, изгибы с радиусом менее 150 мм), недостаточного количества смазочного материала внутри оболочки гибкого вала и отсутствия продольного перемещения троса внутри оболочки при затянутой до отказа гайке крепления гибкого вала к спидометру. Отсутствие продольного перемещения троса вала объясняется попаданием грязи в отверстие валика спидометра. Автомобильные контрольно-измерительные приборы можно ремонтировать только в условиях хорошо оборудованной специальной автомастерской, поэтому в условиях автохозяйства они должны только проверяться на точность показаний и в случае отклонений от технических условий заменяться новыми. Учитывая большое разнообразие конструкций и назначений контрольно-измерительных приборов, ниже в качестве примера приведены основные неисправности и способы проверки исправности автомобильных магнитоэлектрических указателей температуры. Проверка других конкретных типов приборов должна проводиться согласно инструкций, прилагаемых к автомобилю. Опыт эксплуатации магнитоэлектрических указателей температуры воды и масла в автомобиле выявил следующие возможные их неисправности:
При обнаружении неисправностей датчика или приемника рекомендуется заменить его исправным, а не подвергать ремонту, так как прибор и датчик не разбираются и ремонт их в эксплуатации не предусмотрен.
Проверка точности показаний датчиков и приборов температуры масла, воды в автомобилеДля проверки точности показаний датчик и приемник должны быть сняты с автомобиля. Проверка проводится при нормальной, температуре окружающей среды (+20°С). Приемник устанавливается в приспособлений в рабочем положении. Датчик помещается в специальную герметичную ванну с водой, закрытую пробкой от автомобильного радиатора, что дает возможность увеличивать температуру воды выше 100 °С. Указатели температуры, предназначенные для измерения температуры воды, можно проверять только в воде. Указатели температуры, предназначенные для измерения температуры масла, проверяются также в водяной ванне. Схема включения указателя для проверки изображена на рисунке 3. На каждой контрольной отметке шкалы приемника 1 перед отсчетом показаний должна проводиться выдержка не менее 2 мин. Показания приемника указателя сравниваются с показаниями контрольного ртутного термометра 4, установленного в ванне. Цена деления контрольного ртутного термометра в этом случае должна быть не более 0,5 °С. Комплект приемника и датчика 2 указателя можно считать исправным, если погрешность не превышает допустимых значений. Если погрешность комплекта выше указанных значений, следует проверить приемник и датчик указателя отдельно. Ниже приведены допустимые погрешности приемника и датчика указателя температуры:
Приемник указателя проверяют при помощи контрольного реостата или магазина резисторов, включенного в цепь вместо датчика при температуре окружающей среды (+20 ± 5) °С и питающем напряжении 14 или 28 В. Перед проверкой показаний приемника указателя его оставляют во включенном положении на предельной отметке 110 или 120 °С в течение 2 мин. При положении стрелки на контрольной отметке шкалы фиксируется значение сопротивления контрольного реостата. Показания приемника считаются удовлетворительными, если контрольные положения стрелки соответствуют значениям сопротивления контрольного реостата. Погрешность приемника определяется как разность между показаниями приемника и контрольного ртутного термометра. Приемник указателя можно считать исправным, если его погрешности не выходят за пределы, указанные ниже:
Проверка датчика проводится с эталонным приемником (рис. 3), сопротивление катушки которого между выводами Б и Д равно 100 ± 1 Ом. При проверке датчика используют контрольный ртутный термометр с ценой делений 0,1 °С. Проверка датчика заключается в определении его сопротивления при контрольных температурах и работе его в комплекте с эталонным приемником. Такая проверка может быть выполнена при помощи амперметра и вольтметра. Сопротивление датчика определяется по формуле Применяемый при этом испытании вольтметр должен иметь класс точности не ниже 0,5. Сопротивление датчика ТМ100 не должно выходить за пределы, указанные ниже.
|
Автоэлектроника