Home Автоэлектроника Приборы внутреннего освещения и сигнализаторы автомобиля
Автоэлектроника

Приборы внутреннего освещения и сигнализаторы автомобиля

Приборы внутреннего освещения и системы подсветки приборов автомобилей

К внутренним помещениям автомобилей, которые необходимо освещать, относят кабину водителя, пассажирские салоны легковых автомобилей и автобусов, подкапотное пространство, багажник, вещевой ящик. Все они, за исключением пассажирских салонов автобусов, имеют малые объемы и освещаются лампами небольшой мощности.

Кабины водителей грузовых автомобилей и салоны легковых автомобилей освещают одним — тремя светильниками - плафонами. Плафоны должны создавать неслепящий рассеянный свет, что обеспечивается применением в них рассеивателей из матированных или диффузно пропускающих свет материалов. Матированную поверхность с внутренней стороны рассеивателя получают после соответствующей механической или химической обработки. Коэффициенты пропускания и отражения матированных поверхностей составляют соответственно 0,74—0,83 и 0,14—0,09. Диффузно пропускающие свет (молочные)% стекла распределяют проходящий через них световой пучок в телесном угле 2π. Молочные стекла для плафонов имеют коэффициенты пропускания и отражения в пределах соответственно 0,38—0,53 и 0,40—0,32.

Требования к освещенности салонов автобусов выше. На высоте 1 м от пола кузова освещенность должна быть равна 60— 80 лк. При использовании ламп накаливания с низкой световой эффективностью (8—10 лм/Вт) для удовлетворения указанных норм освещенности в салоне необходимо устанавливать большое число плафонов, что не всегда приемлемо из-за ограниченной мощности генератора. Поэтому для освещения автобусов применяют люминесцентные лампы ЛБ-15 мощностью 15 Вт и ЛБ-30 мощностью 30 Вт со световой эффективностью соответственно 42 и 58 лм/Вт. Лампы накаливания в основном используют в плафонах для освещения при длительных стоянках автобуса.

Люминесцентные лампы в автобусах подключают к сети постоянного тока через преобразователи, на выходе которых получают переменный ток напряжением 127 или 220 В и частотой 24 кГц. Каждый преобразователь напряжения рассчитан на питание одного светильника. Этим исключается необходимость прокладки между светильниками высоковольтных проводов и повышается электробезопасность. Люминесцентные лампы имеют больший, чем лампы накаливания, срок службы, поэтому, несмотря на высокую стоимость, их применение экономически целесообразно.

Конструкция подкапотного фонаря, фонарей освещения багажника и вещевого ящика определяется специфическими условиями их работы. Подкапотный фонарь может иметь поворотный колпак, перекрывающий световые лучи от лампы, попадающие в глаза водителя или механика. Фонарь освещения багажника, как правило, имеет защиту от повреждения размещаемым в багажнике грузом. Светотехнические характеристики этих приборов не нормируют.

Информативные свойства шкал контрольно-измерительных приборов и циферблатов часов в темное время суток зависят от уровня их освещенности. Необходимая освещенность шкал достигается встроенными в приборы лампами накаливания A12-4, АМН12-3, А24-2, АМН24-3, А12-0,8 мощностью 0,8-4 Вт. В конструкциях корпусов приборов системы освещения автомобиля предусмотрены отверстия для установки патронов ламп. Комбинации приборов в общем корпусе с одним стеклом освещаются так же, как и отдельные приборы. При печатном монтаже приборных панелей применяют бесцокольные лампы с гибкими металлическими выводами, впаянными в стеклянный баллон.

Больший эффект от освещения прибора или комбинации приборов достигается при подборе цвета источника света к цвету шкалы. Так, черная шкала с белыми цифрами и красные концы стрелок лучше видны при освещении их через зеленый светофильтр.



Число ламп, необходимых для освещения контрольно-измерительных приборов, можно сократить при использовании световодов, которые представляют собой гибкий стержень или жгут тонких волокон из оптически прозрачного материала. Достаточно установить лампу у одного из торцов световода, чтобы на выходе из другого торца и на других участках световода с помощью делителей светового потока получить необходимую освещенность в труднодоступных местах приборной панели.

Наряду со стрелочными контрольно-измерительными приборами и приборами различного назначения с цифровой индикацией на автомобилях используют контрольные лампы или сигнализаторы. Оптические сигнализаторы дополняют контрольно-измерительные приборы, а иногда дублируют их, информируя водителя о возникновении критических или аварийных ситуаций в различных системах автомобиля. К оптическим сигнализаторам относятся контрольные лампы заряда аккумуляторной батареи, аварийного понижения давления в смазочной системе двигателя, включения габаритных фонарей, включения ручного тормоза ит. д.



Оптические сигнализаторы имеют различные цвета. Красный цвет используют для сигнализаторов аварийных или критических ситуаций, голубой — для контрольных ламп включения дальнего света, зеленый мигающий — для сигнализатора исправной работы указателей поворота. Желтые светофильтры устанавливают в сигнализаторах включения дополнительных приборов, например, противотуманных фар, отопителей и т. д. Для различения одноцветных сигнализаторов разного функционального назначения на их светофильтры наносят пиктограммы — схематические рисунки.

Оптический сигнализатор может быть выполнен в виде отдельного прибора или встроен в комбинацию приборов. Иногда несколько сигнализаторов объединяют в блоки с общим корпусом. В блоках сигнализаторов предусматривают контрольную кнопку 1У при нажатии на которую проверяют исправность всех контрольных ламп.