Home Автоэлектроника Техническое обслуживание электродвигателей и редукторов в автомобиле
Автоэлектроника

Техническое обслуживание электродвигателей и редукторов в автомобиле

Автомобильные системы электропривода

Автомобильные системы электропривода являются необслуживаемыми системами. Электродвигатели спроектированы так, что при нормальной эксплуатации за весь срок службы не требуются ни замена щеток и проточка коллектора, ни смазывание подшипников.

Ежедневно следует проверять работу системы и периодически проверять не ослабло ли крепление проводов к выводам электродвигателя. Если после выключения стеклоочистителя щетки не устанавливаются в крайнее положение, следует ослабить гайку крепления их рычага к оси поводка и переместить щетку в нужное положение.

Отказы системы электропривода вызываются повреждениями в электрических и механических частях системы. К причинам, вызывающим повреждения в электрической части, относятся нарушение контактов в проводах, наконечниках, штекерных или болтовых соединениях автомобиля, не аварийное срабатывание предохранителей, повреждение выключателей или переключателей, выход из строя реле, сгорание обмоток электродвигателя, зависание щеток, окисление или чрезмерный подгар его коллектора, нарушение контактов в датчиках.

Заедание подшипников, заклинивание редукторов, примерзание щеток стеклоочистителя к стеклу, закупорка каналов для подвода жидкости к стеклам, задевание рычагов стеклоочистителей за кузов — причины, вызывающие повреждения в механической части электропривода.

Основные неисправности системы электропривода автомобиля и способы их устранения

Причина неисправности Способ устранения
Повреждение проводов в схеме управления или цепи питания электродвигателя. Окисление наконечников проводов, загрязнение штекера, ослабление крепления в болтовых соединениях Осмотреть провода, штекерные и болтовые соединения, устранить обрыв, зачистить наконечники проводов, подтянуть соединения
Повреждение выключателя или переключателя системы, отказ реле схемы управления, отказ датчика Заменить выключатель, переключатель, датчик или реле
Зависание щеток электродвигателя, окисление, загрязнение или сильное подгорание коллектора Отремонтировать или заменить электродвигатель
При включении системы электродвигатель привода не работает, предохранители срабатывают
Короткое замыкание проводов Осмотреть провода, устранить замыкание
Сгорание обмоток якоря или обмоток возбуждения электродвигателя заменить электродвигатель
Примерзание щеток к стеклу, задевание рычагов стеклоочистителя за кузов Осмотреть механизм стеклоочистителя и устранить причину, мешающую нормальному перемещению щеток. При задевании рычагов за кузов снять их, выровнить и установить на место
Заклинивание редукторов, подшипников, роторов мотонасоса Отремонтировать или заменить моторедуктор, мотонасос или электродвигатель
При включении системы электродвигатель привода не работает, предохранители срабатывают
Повреждение проводов, ведущих к реле РС514 или 52.3747 Осмотреть провода, зачистить соединения проводов, поврежденные провода заменить
Повреждение выключателя стеклоочистителя Заменить поврежденный выключатель
Повреждение реле РС514 или 52.3747 Заменить неисправное реле
Щетки не устанавливаются в исходное положение при выключении стеклоочистителя
Окисление или неплотное прилегание контактов концевого выключателя Снять крышку редуктора и зачистить контакты выключателя, при необходимости подогнуть пластину его подвижного контакта
Электродвигатель работает, щетки стеклоочистителя не перемещаются
Поломка зубьев зубчатого колеса редуктора, ослабление соединений в кривошипном механизме Снять редуктор с двигателя, заменить зубчатое колесо, подтянуть соединения
У холодного двигателя не выключается электровентилятор системы охлаждения
Залипание контактов датчика температуры охлаждающей жидкости или реле управления Отсоединить провод, идущий к датчику или контактам реле управления. Если электродвигатель при этом выключится, заменить датчик или реле
Электровентилятор системы охлаждения двигателя не включается при температуре охлаждающей жидкости выше 102 °С
Повреждение проводов или их соединения в цепи питания электродвигателя Заменить поврежденные провода, соединения зачистить
Повреждение датчика температуры охлаждающей жидкости Замкнуть выводы датчика. Если при этом двигатель начнет работать, датчик заменить
Подгорание контактов реле управления Снять кожух реле и зачистить его контакты



В системах электроприводов применяют биметаллические автомобильные предохранители, обычно встраиваемые в моторедукторы. Если электродвигатель при включении потребляет ток повышенной силы, то о срабатывании предохранителя можно судить по характерным щелчкам его контактов.

Неисправность автомобильных выключателей определяют замыканием их выводов. Включение электропривода после замыкания означает, что выключатель неисправен.

Отказ электродвигателя можно определить, измерив потребляемую им силу тока и частоту вращения вала при номинальном напряжении. Если сила тока превышает допустимое для данного типа электродвигателя значение, а частота вращения мала или ток отсутствует и двигатель не включается, то он неисправен.

Электродвигатели и моторедукторы автомобиля считается, что ремонту не подлежат. Однако простейший ремонт — замену щеток, зачистку коллектора шлифовальной шкуркой небольшой зернистости, замену зубчатого колеса редуктора — при некотором навыке можно выполнить. Для этого электродвигатель или моторедуктор следует разобрать. Разборку двигателя в большинстве случаев можно осуществить, отвернув болты крепления задней крышки к корпусу у электродвигателей с возбуждением от постоянных магнитов или стягивающие переднюю и заднюю крышки у двигателей с электромагнитным возбуждением. После этого задняя крышка легко снимается.

Электронное реле 52.3747 проверяют, подключив его выводы j и 15 к выводу «+», а вывод 31 к выводу «—» аккумуляторной батареи. Если при этом контрольная лампа мощностью не более 3 Вт, подсоединенная между выводами s и 31, будет периодически загораться, то реле в прерывистом режиме работает исправно.

Для проверки режима совместной работы стеклоочистителя и стеклоомывателя вывод «+» аккумуляторной батареи отсоединяется от вывода j и кратковременно присоединяется к выводу 86 реле. У исправного реле контрольная лампа при этом загорается и продолжает гореть еще 3—5 с после отключения питания с вывода 86.

 

Автоэлектроника на Времонт.su