Home Автоэлектроника Автомагнитолы Pioneer KE-1700, KE-1730, Pioneer KE-2700, KE-2730 схема, устройство и принцип работы тюнера
Автоэлектроника

Автомагнитолы Pioneer KE-1700, KE-1730, Pioneer KE-2700, KE-2730 схема, устройство и принцип работы тюнера

Структурная схема автомагнитол Pioneer KE-1700, KE-1730, Pioneer KE-2700, KE-2730
Рис.1 Структурная схема автомагнитол Pioneer KE-1700, KE-1730, Pioneer KE-2700, KE-2730

В статье рассматривается бюджетные модели простых автомагнитол PIONEER, подробно описывается работа тюнера автомагнитолы, приведена полная принципиальная схема.

Общие сведения Автомагнитолы Pioneer KE-1700, KE-1730, Pioneer KE-2700, KE-2730 представляют собой семейство бюджетных моделей, отличающихся минимальным набором возможностей и невысокой ценой. Все они имеют почти одинаковые схемно-технические решения с незначительными отличиями друг от друга. Модели автомагнитол Pioneer КЕ-1730; 2730 отличаются от КЕ-1700; 2700 только цветом подсветки и панели, а также наличием дополнительного диапазона. Модели КЕ-2700; 2730 отличаются от КЕ-1700; 1730 большей выходной мощностью и наличием регулировки баланса "фронт-тыл".

Технические характеристики автомагнитол Pioneer KE-1700, KE-1730, Pioneer KE-2700, KE-2730

  • максимальная выходная мощность — 22 Вт х 4 (КЕ-1700/1730) и 35 Вт х 4 (КЕ-2700/2730);
  • номинальная выходная мощность— 14 Втх4 (КЕ-1700/1730) и 22 Втх 4 (КЕ-2700/2730);
  • диапазон принимаемых частот — FM, MW (КЕ-1700/2700) и FM, MW, LW (КЕ-1730/2730);
  • память станций — 18 в диапазоне FM и 6 в AM (КЕ-1700/1730), 12 в FM и 6 в AM (КЕ-2700/2730);
  • автоматический поиск наилучшей программы (КЕ-2700/2730);
  • режимы местного и дистанционного приема;
  • кнопочное управление тюнером;
  • кассетная дека с механическим управлением и автореверсом;
  • тонкомпенсация при пониженной громкости;
  • механическая регулировка баланса между каналами;
  • механическая регулировка баланса между передними и задними колонками "фронт-тыл";
  • подсветка кнопок и дисплея — зеленая (КЕ-1700/1730), оранжевая (КЕ-2700/2730);
  • соединение — кабель ISO.

По функциональному признаку в автомагнитолах можно выделить следующие основные узлы: FM и AM тракты тюнера, кассетную деку, усилительный тракт, систему управления и индикации, систему электропитания. Структурная схема автомагнитол приведена на рис. 1 (см. выше).

FM тракт тюнера содержит входные цепи, усилитель радиочастоты (УРЧ), перестраиваемые полосовые фильтры (ПФ) радиочастоты, элементы преобразования и обработки FM сигнала в составе микросхемы IC1, гетеродин, полосовые фильтры промежуточной частоты 10,7 МГц и контур детектора.

AM тракт содержит входные цепи, УРЧ, перестраиваемые полосовые фильтры радиочастоты, активные элементы в составе микросхемы IC1 (гетеродин, смеситель, УПЧ и детектор), контур гетеродина и полосовой фильтр промежуточной частоты 455 кГц.

Кассетная дека содержит лентопротяжный механизм (ЛПМ), двигатель, магнитную головку и тракт воспроизведения магнитной записи на основе микросхемы IC251. ЛПМ имеет полностью механическое управление режимами работы, в том числе и автореверсом. Переключение дорожек при реверсе происходит путем перекоммутации одной из двух пар обмоток четырехдорожечной магнитной головки.

Усилительный тракт содержит предусилитель (для КЕ-2700; 2730), схемы регулировки тембра, баланса и уровня громкости, усилитель мощности, регуляторы "фронт-тыл" (дня КЕ-2700; 2730).

Система управления и индикации содержит микроконтроллер, ФНЧ сигнала настройки, жидкокристаллический индикатор (ЖКИ) и светодиоды подсветки передней панели.



Принципиальная схема автомагнитолы Pioneer KE-2730

Принципиальная схема автомагнитолы Pioneer KE-2730


Рис. 2. Принципиальная схема автомагнитолы Pioneer KE-2730.

На рисунке 2 приведена принципиальная схема автомагнитолы КЕ-2730. Схемы других моделей отличаются от нее незначительно и поэтому не приводятся. Схема модели КЕ-2700 отличается от КЕ-2730 отсутствием ключей диапазонов LW/MW (Q504. Q505, Q204 — Q207) и дополнительных контуров LW диапазона (Т207 — Т209). Схемы моделей КЕ-1700; КЕ-1730 отличаются соответственно от КЕ-2700 и КЕ-2730 отсутствием в усилительном тракте предусилителя (Q451, Q452) и регуляторов "фронт-тыл" (VR453).



FM тракт тюнера автомагнитол Pioneer

Принятый антенной радиосигнал FM диапазона сначала проходит через входные цепи. Элементы D1, С2, R1 служат для снижения чувствительности тракта в режиме приема местных станций (нажата кнопка LOC). Когда этот режим включен, микроконтроллер высоким уровнем сигнала на выводе 28 открывает транзистор Q522. Положительное напряжение с его эмиттера через резистор R18 поступает на анод диода D1, открывая его и шунтируя вход тракта элементами С2, R1. Снижение чувствительности тракта может происходить также автоматически — при приеме близко расположенных радиостанций с мощным сигналом. В этом случае сигнал высокого уровня приходит на анод диода D1 через резистор R2 с вывод 64 IC1.

Далее радиосигнал проходит через полосовой перестраиваемый фильтр D2L2 и подается на первый затвор полевого транзистора Q1 однокаскадного усилителя радиочастоты. Второй затвор транзистора используется для АРУ. Нагрузкой транзистора служит полосовой перестраиваемый фильтр с индуктивной связью L3 L4 С9 D3. Выделенный им радиосигнал с отвода катушки L4 через конденсатор С10 поступает на вывод 58 IC1 для преобразования частоты.

Гетеродин, необходимый для работы преобразователя, реализован на транзисторе Q2 и содержит перестраиваемый контур D4 С15 L5. Сигнал гетеродина через разделительный конденсатор С16 подается на вывод 3 IC1. Часть сигнала гетеродина с буферного каскада (вывод 4 IC1) поступает через конденсатор С14 на вывод 6 микроконтроллера IC951 для контроля частоты настройки. Контур гетеродина и контуры ПФ РЧ перестраиваются одновременно с помощью варикапных матриц D2, D3, D4. Управляющее напряжение настройки поступает с выхода ФНЧ (Q502 Q503) через резисторы R26, R4, R8, R9 на катоды варикапов.

Выходы смесителя (выводы 60, 61 IC1) нагружены контуром Т1, настроенным на частоту 10,7 МГц. Со вторичной обмотки контура Т1 часть сигнала ПЧ через конденсатор С24 поступает на вход схемы АРУ (вывод 63 IC1). Последняя формирует напряжение АРУ, поступающее с вывод 62 на второй затвор транзистора Ql, а также сигнал для снижения чувствительности тракта на вывод 64 при очень высоком уровне сигнала станции. Основная часть сигнала ПЧ проходит через полосовой керамический фильтр CF1 на вход УПЧ (вывод 1 IC1). Усиленный сигнал фильтруется ПФ CF51 и CF52, ограничивается и демодулируется квадратурным детектором микросхемы. К выводам 36, 37 IC1 подсоединяется внешний опорный контур Т51 С60 R55, необходимый для работы детектора.

Низкочастотный комплексный стереосигнал (КСС) FM диапазона, как и НЧ сигнал AM диапазона, образуется на выв. 32 IC1. Транзисторы Q152, Q153 предназначены для изменения постоянной времени цепей компенсации частотных предыскажений сигнала в диапазонах FM и AM. Далее КСС через вывод 26 поступает на стереодекодер. Кварцевый резонатор XI51 стабилизирует работу внутреннего генератора опорной частоты. При обнаружении стереосигнала на вывод 61C1 образуется сигнал низкого уровня ST, поступающий на микроконтроллер. Выделенные сигналы правого и левого каналов с выводов 16, 17 IC1 проходят через цепи R467 D453 и R468 D454 в усилительный тракт.

AM тракт тюнера автомагнитол Pioneer

Принятый антенной радиосигнал AM диапазона сначала проходит через входные цепи. Аналогично FM тракту здесь имеются элементы D203, D204, С202, R202, С204, R203, служащие для снижения чувствительности тракта в режиме приема местных станций. В этом режиме положительное напряжение, приходящее с эмиттера транзистора Q522 через резистор R204 на анод диода D204, открывает диоды D204, D203, шунтируя вход тракта RC цепями. Автоматическое снижение чувствительности производится сигналом высокого уровня, приходящим на анод D204 через резистор R205 с вывода 57 IC1.

УРЧ тракта реализован на транзисторах Q201, Q202. Транзистор Q202 используется в качестве управляемого элемента системы АРУ. Необходимое управляющее напряжение приходит на его базу с вывода 56 IC1. Нагрузкой УРЧ является двухконтурный перестраиваемый полосовой фильтр с емкостной связью, позволяющий получить хорошие избирательные характеристики. В диапазоне LW работают все четыре катушки контуров. В диапазоне MW катушки Т208, Т209 шунтируются конденсаторами С210, С211 через открытые транзисторы Q203, Q204. Отфильтрованный радиосигнал снимается со вторичной обмотки катушки Т204 и через конденсатор С232 поступает на выв. 55 IC1 для преобразования частоты.

Микросхема IC1 содержит схему АРУ УРЧ, гетеродин и смеситель. Схема АРУ формирует управляющее напряжение на выводе 56, поступающее затем на базу транзистора Q202 каскада УРЧ, а также сигнал на вывод 57 для снижения чувствительности тракта при очень высоком уровне сигнала станции. К выводу 45 IC1 подсоединяется перестраиваемый контур гетеродина Т210 Т207 С212 С213. Транзисторы Q205, Q207 предназначены для изменения частотных характеристик гетеродинного контура в диапазонах LW и MW путем подсоединения дополнительных емкостей. Часть сигнала гетеродина с буферного каскада (вывод 47 IC1) поступает через конденсатор С229 на вывод 5 микроконтроллера IC951 для контроля частоты настройки. Контур гетеродина и двухконтурный ПФ РЧ перестраиваются одновременно с помощью варикапов матрицы D205. Управляющее напряжение настройки поступает с выхода ФНЧ Q502 Q503 через резисторы R210, R211 на катоды варикапов.

Выход смесителя (вывод 54 IC1) нагружен контуром Т205, настроенным на частоту 455 кГц. Со вторичной обмотки контура сигнал ПЧ проходит через пьезофильтр CF201 на вывод 52 IC1 (вход усилителя ПЧ). Нагрузкой усилителя является контур Т206, подсоединенный к выводу 49 IC1. Усиленный сигнал демодулируется в микросхеме и появляется на выводе 32 IC1. Дальнейшее прохождение сигнала аналогично сигналу FM диапазона.

Продолжение будет...

Материалы по теме:
Автомобильные антенны - какую выбрать и как установить.