Home Автоэлектроника Система автоматического управления экономайзером принудительного холостого хода легковых автомобилей
Автоэлектроника

Система автоматического управления экономайзером принудительного холостого хода легковых автомобилей

Схема блока управления 25.3761

Рис.1 Схема блока управления 25.3761 САУЭПХХ автомобилей ВАЗ моделей 2105 и 2107

САУЭПХХ автомобилей ВАЗ моделей 2105 и 2107 предназначена для работы с карбюратором ДААЗ-2105 «Озон». Система состоит из блока управления 25.3761, электромагнитного клапана 1902.3741 и микровыключателя 421.3709.

В отличие от САУЭПХХ грузовых автомобилей у легковых автомобилей подача топлива на режиме принудительного холостого хода прерывается не непосредственно электромагнитным клапаном, а иглой ЭПХХ, перемещение которой осуществляется пневматической системой, управляемой электромагнитным клапаном.

Блок управления 25.3761 (рис. 1) заставляет систему перекрыть подачу топлива в двигатель, если частота вращения коленчатого вала двигателя превышает 1500 об/мин и дроссельная заслонка закрыта. Импульсы от системы зажигания поступают через вывод Х4, входной делитель R1, R2, диод VD1 и конденсатор С2 на транзистор VT1. Ток зарядки конденсатора С2 открывает транзистор VT1, а тот, в свою очередь, открывая путь для протекания тока базы транзистора VT2, переводит его в открытое состояние. Биполярные транзисторы VT1 и VT2 будут открыты, пока конденсатор С3 полностью не разрядится. Сразу после этого вступает в действие схема преобразования частоты вращения вала двигателя в напряжение.

Конденсатор С3 заряжается через резисторы R4, R5 до напряжения -тем большего, чем больше промежуток времени между импульсами зажигания. Напряжение конденсатора СЗ подается на вход компаратора, собранного на транзисторах VT3 и VT4. На другой вход компаратора, которым является вывод базы транзистора VT3, подается опорное напряжение с резисторов R9, R10. Это напряжение составляет часть напряжения питания схемы, стабилизированного стабилитроном VD2. На выход компаратора подключена база транзистора VT6.

Сигнал на выходе компаратора появляется только тогда, когда напряжение на эмиттере транзистора VT3 превысит напряжение на его базе, т. е. когда напряжение на конденсаторе СЗ будет больше опорного напряжения. Это произойдет, если частота вращения вала двигателя станет меньше порогового значения. При этом транзистор VT3 откроется, что, в свою очередь, приведет к открытию транзистора VT4, и появлению на резисторе R12 выходного напряжения компаратора. Это напряжение сместит переход база — эмиттер VT6 в прямом направлении, и транзистор VТ6 открывается.

При переходе транзистора VTб в открытое состояние открываются и транзисторы VT7, VT8. При этом конденсатор С7 заряжается и ток его зарядки кратковременно открывает транзистор VT9.

При открытых транзисторах VT9, VT8 становится возможно протекание через их переходы коллектор — эмиттер тока базы транзистора VT10 и переход составного транзистора VT10 и VT11 в открытое состояние.

Если в цепи электромагнитного клапана У А существует короткое замыкание (цепь, подходящая к выводу X1, замкнута на массу), то составной транзистор закроется после зарядки конденсатора С7, что предохранит его от перегрузки. Если же цепь нагрузки функционирует нормально, то открытый составной транзистор через переход эмиттер — коллектор транзистора VT11 и резистор R21 подключает базу транзистора VT9 к сети питания, чем обеспечивает самоблокировку схемы. При этом транзистор VT9 и составной транзистор VT10, VT11 остаются во включенном состоянии, соединяя вывод X1 штекерного разъема с выводом «+» сети. Резисторы R15, R16 совместно с транзистором VT5 образуют жесткую обратную связь. При открывании транзистора VT11 открывается и транзистор VT5, и параллельно резистору R10 подключается цепь резисторов R15, R16.

Опорное напряжение снижается, обеспечивая гистерезис в работе блока управления; напряжение на его выходе вновь появляется при уменьшении частоты вращения вала до 1100 об/мин (у блока 252.3701 до 1200 об/мин). Гистерезис в работе блока управления- вызывает более четкое его срабатывание. Следовательно, если частота вращения вала двигателя не достигла порогового значения, на выходном штекере X1 блока управления САУЭПХХ имеется напряжение, приблизительно равное напряжению сети питания. Это напряжение заставляет электропневмоклапан УА при "всех положениях дроссельной заслонки находиться во включенном состоянии. Под действием разряжения во впускном трубопроводе, подводимого к игле ЭПХХ через включенный электропневмоклапан, игла отжимается и открывает свободный доступ топливу по каналу системы холостого хода.



При частоте вращения вала двигателя автомобиля выше порогового значения напряжение на выходе блока управления пропадает. Если при этом дроссельная заслонка полностью закрыта, то обмотка электропневмоклапана обесточивается и по цепи микровыключателя S1 так как рычаг привода заслонки выключит его с отключением электропневмоклапана. После этого разряжение, отжимающее иглу ЭПХХ, пропадает и игла перекрывает доступ топлива к двигателю. Открытие дроссельной заслонки и снижение частоты вращения вала двигателя вновь приводят к включению электропневмоклапана и восстановлению доступа топлива в цилиндры.

Конструкция блока управления 25.3761 аналогична конструкции блока 1102.3761. Монтаж схемы блока 25.3761 выполнен на печатной плате. При этом часть схемы изготовлена в виде интегральных микросхем DAI, DA2 и DA3. Печатная плата вставлена в пластмассовый корпус. Крышка блока приклеена к его корпусу, что делает конструкцию блока управления неразборной.

Электропневмоклапан 1902.3741 неразборный и ремонту не подлежит. В комплекте с электропневмоклапаном 1902.3741 работают и электронные блоки управления САУЭПХХ 1402.3733 автомобилей ЗАЗ-968М, УАЗ-469, а также 1422.3733 микроавтобусов РАФ-22038. Эти блоки отличаются один от другого только настройкой на пороговую частоту срабатывания. Блок 1402.3733 прерывает подачу напряжения на электропневмоклапан при частоте вращения коленчатого вала двигателя выше 1700 об/мин и вновь подводит к нему напряжение при частоте вращения ниже 1400 об/мин. У блока 1422.3733 эти значения в среднем на 450 об/мин ниже.

В САУЭПХХ автомобилей ВАЗ-2108 используется электронный блок управления 50.3761. Блок получает информацию о частоте вращения через вывод X1 с первичной обмотки катушки зажигания и через вывод Х5 от микровыключателя, управляемого дроссельной заслонкой карбюратора 2108-1107010. Питание подводится к блоку через выводы X1 и Х2, вывод Х6 соединен с электромагнитным клапаном. Блок отключает напряжение от электромагнитного клапана и прерывает подачу топлива при частоте вращения выше 2100 об/мин и замыкании на массу вывода Х5 через микровыключатель. Напряжение на клапане появляется при снижении частоты вращения ниже 1900 об/мин. На некоторых автомобилях ВАЗ-2108 может быть установлена САУЭПХХ, имеющая дополнительный микровыключатель, управляемый педалью сцепления, включенный последовательно с микровыключателем карбюратора. Такая система перекрывает доступ топлива, когда не нажаты ни педаль сцепления, ни педаль подачи топлива. Блок управления в этом случае имеет пороговую частоту срабатывания на 400—500 об/мин меньше, чем в системе с одним микровыключателем.



Техническое обслуживание ремонт системы автоматического управления экономайзером

Электронные блоки САУЭПХХ регулируют на заводе-изготовителе и в эксплуатации не подлежат регулированию. Обслуживания они также не требуют, следует лишь периодически наблюдать за надежностью штекерного соединения. В случае выхода из строя блок заменяют новым.

Электромагнитные клапаны также не требуется обслуживать, их разборка не допускается.

В процессе эксплуатации следует удалять смолистые отложения с помощью органических растворителей, не разрушающих резину, например, с помощью бензина. После промывки органическим растворителем внутреннюю полость клапана 1902.3741 следует продуть чистым воздухом.

Проверку электронных блоков можно осуществить измерением частот вращения коленчатого вала двигателя, соответствующих резкому изменению напряжения на зажимах, предназначенных для подключения электромагнитного клапана. Эти частоты определяются сначала при плавном увеличении, а затем снижении частоты вращения вала двигателя. У блоков 1102.3761 и 50.3761 такая проверка должна сопровождаться замыканием на массу вывода, идущего к микровыключателю. При проверке электронных блоков других типов провода от микровыключателей должны быть отсоединены. Проверку блока 1102.3761 следует проводить на прогретом двигателе. Измеренные частоты вращения должны соответствовать пороговым частотам срабатывания блока.

Клапаны проверяют подключением их к аккумуляторной батарее. Если при этом слышен характерный щелчок, значит клапаны работают.

Общим диагностическим признаком отказа САУЭПХХ служит останов двигателя на режиме холостого хода.