Home Автоэлектроника Коммутационная и защитная аппаратура в электронике автомобиля
Автоэлектроника

Коммутационная и защитная аппаратура в электронике автомобиля

Коммутационная аппаратура в автомобиле: выключатели, переключатели, реле, электромагниты

Совершенствование конструкции автомобиля с целью повышения безопасности его движения, экономичности, надежности, комфортабельности и других показателей, привело к значительному увеличению количества приборов электрооборудования автомобиля и повышению их мощности.

Так, например, если на автомобиле МАЗ-200 было 25 приборов, на МАЗ-500 около 50, то на автомобилях КамАЗ более 100.

С увеличением количества приборов усложняются схемы электрических соединений и увеличивается число коммутационной аппаратуры. К коммутационной и защитной аппаратуре систем электрооборудования автомобиля относятся выключатели, переключатели, реле, контакторы, электромагниты, предохранители, панели соединительные, разъемные соединения, розетки и вилки.

Автомобильные выключатели

Выключатели предназначены для включения приборов освещения, световой сигнализации, тормозных сигналов, звуковых сигналов, электродвигателей отопителей и вентиляции, стартера, отключения массы аккумуляторной батареи, стеклоочистителей, включения зажигания, контрольных приборов. Количество выключателей по их назначению превышает 33, а общее количество выключателей, применяемых на транспортных машинах с учетом их модификаций, 75.

По конструктивным особенностям все выключатели можно подразделить на следующие типы: кнопочные, клавишные, поворотные, перекидные, рычажные, ползунковые, электромагнитные, вакуумные, пневматические, гидравлические, поворотные со съемным ключом.

Номинальное напряжение выключателей 12 или 24 В и 12 и 24 В. Количество положений 2, 3, 4. Количество включаемых цепей 1, 2, 3, 4, 6. Сила номинального тока, на который рассчитаны контакты отечественных выключателей следующая: 0,5; 0,8; 1,0; 1,2; 1,25; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0; 3,5; 4,0; 5,0; 6,0; 7,0; 7,5; 8,0; 10; 12; 15; 25; 30; 50 и 60 А.

Автомобильные переключатели

Переключатели отличаются от выключателей количеством положений при переключении, которое может составлять от 2 до 16, в то время как выключатели выполняются, как правило, на два положения «Выключено — Включено».

По конструкции переключатели могут быть: перекидные, ползунковые, ножные нажимные, вытяжные, одно-, двух- и трех-рычажные, поворотные, клавишные, комбинированные (рычажный, кнопочный, поворотный), поворотно-нажимные.

Количество включаемых цепей в переключателях может достигать 10. Сила номинального тока переключателей 0,5—25 А.

Переключатели применяются для включения различных потребителей с возможностью регулировки режимов работы этих потребителей (освещение и его регулировка, освещение щитка приборов, включение электродвигателей с регулировкой частоты вращения их роторов и т. д.).

Все большее распространение получают комбинированные переключатели, в которых объединено несколько переключателей отдельных приборов: включения указателей поворотов, света фар, стеклоомывателя и стеклоочистителя. К таким переключателям относятся: 12.3709 (автомобили ВАЗ), 124.3709 (автомобили ВАЗ, ЗАЗ, АЗЛК), 68.3709 (автомобили ВАЗ моделей 2108, 2109, АЗЛК-2141, ЗАЗ-1102).



Автомобильные реле

Для коммутации большой силы тока (10—25 А), а также в том случае, когда место коммутации находится далеко от места управления режимом выключения или переключения, применяют реле.

Реле представляет собой электромагнитный аппарат с одной или несколькими парами контактов, управляемых электромагнитом, потребляющим незначительной силы ток. В этом случае контакты выключателя или переключателя меньше изнашиваются, а в цепях управления могут быть применены провода меньшего сечения.

Реле применяют для включения стартера, сигналов, дальнего и ближнего света фар, электровентилятора в системе охлаждения двигателя (автомобиль BA3-2103 и др.), обогрева заднего стекла, отопителя, фароочистителей, отключения обмотки возбуждения генератора (автомобили КамАЗ). Реле используют также в схемах предпусковых подогревателей двигателя (автомобили КамАЗ). Реле-прерыватели устанавливают в схемах контрольной лампы включения стояночной тормозной системы, стеклоочистителя и т. д. Срок службы в зависимости от напряжения реле составляет 25—200 тыс. включений и 100—300 тыс. км пробега автомобиля.

Режим работы реле может быть кратковременный или длительный. Основными параметрами реле являются сила тока нагрузки, напряжение срабатывания и напряжение отпускания. Для включения потребителей большой мощности применяют контакторы, сила номинального тока которых составляет 50—150 А.

Автомобильные электромагниты

Электромагниты применяют в электропневматических клапанах дверей автобусов, управлении пневматическим клапаном экономайзера холостого хода (ВАЗ-2105 и др.), в пневматических сигналах и других случаях, когда применение электромагнитов для управления является наиболее целесообразным.

 

Автомобильные предохранители