Home Автоэлектроника Автомобильные предохранители
Автоэлектроника

Автомобильные предохранители

Типы автомобильных предохранителей

Предохранители предназначены для защиты цепей питания нагрузки от токов короткого замыкания и токов перегрузки при неисправности в схеме автоэлектроники автомобиля, неправильного включения "потребителей", замыкания автомобильных проводов на массу и в других случаях.

Автомобильные предохранители выпускают следующих типов: биметаллические кнопочные; биметаллические; плавкие одиночные и в блоке.

Конструктивно плавкий предохранитель состоит из корпуса-держателя и плавкой вставки. Плавкая вставка может быть проволочная и ленточная. При определенной силе тока короткого-замыкания плавкая вставка нагревается до температуры плавления металла, из которого она выполнена, и расплавляется.

Время t срабатывания предохранителя зависит от отношения силы тока нагрузки Iн к силе номинального тока Iп.ном. предохранителя и определяется по его ампер-секундной характеристике (время срабатывания предохранителя). Так, например, при силе тока нагрузки, превышающей силу номинального тока предохранителя в 1,5 раза, время срабатывания предохранителя более 10 минут, а при силе тока, превышающей силу номинального тока в 2,5 раза, только 1 секунда. При коротком замыкании время срабатывания предохранителя должно быть меньше времени нагрева изоляции провода, по которому идет ток короткого замыкания, до максимально допустимой температуры.

Ампер-секундная характеристика провода — это зависимость времени, в течение которого его изоляция достигнет предельной температуры (90 °С), от силы тока Iном. который протекает по проводу.

Плавкие автомобильные предохранители

Достоинством плавких предохранителей является возможность их использования для защиты отдельных приборов - например, схемы противоугонной сигнализации автомобиля, нитей ближнего и дальнего света в правой и левой фаре отдельно, что повышает надежность схемы электрооборудования в аварийных режимах. Однако при их использовании усложняется схемами необходимо время на замену предохранителя. Время срабатывания предохранителя при силе тока, в 3 раза превышающей силу номинального тока Iном., не более 10 с. При силе тока 1,5Iном. плавкий предохранитель должен выдерживать этой силы ток в течение 30 мин.

Сила номинального тока предохранителей должна выбираться с учетом сечения, защищаемого провода и типа предохранителя:

Сечение провода, мм2 Сила номинального тока, А, предохранителя Сечение провода, мм2 Сила номинального тока, А, предохранителя
плавкого
ленточного
биметаллического плавкого
ленточного
биметаллического
0,5 8 10 1,5 16 20
0,75 10 15 2,5 20 30
1,0 10 15 4,0 30 40



Биметаллические автомобильные предохранители

Биметаллические предохранители включаются в цепь освещения, как наиболее длинную и поэтому наиболее подверженную коротким замыканиям. Биметаллические предохранители подразделяются на предохранители многократного и однократного действия. При перегрузке или коротком замыкании контакты предохранителя многократного действия периодически замыкаются и размыкаются. Контакты предохранителя однократного действия в этих случаях размыкаются и, чтобы вновь включить предохранитель, необходимо нажать кнопку.

Для соединения проводов при монтаже схемы электрооборудования на автомобиле применяют соединительные панели, разъемные соединения, розетки и вилки. Соединительные панели имеют от 2 до 12 зажимов, номинальное напряжение 24 В и сила тока нагрузки до 50 А (однако для панели ПС200 сила тока до 150 А). Розетки могут быть одно-, двух- и семизажимные. Номинальное напряжение 12 и 24 В, наибольшая сила тока нагрузки 5 и 40 А. Розетка переносной лампы рассчитана на максимальную силу тока нагрузки 10 А.

Вилки выпускаются двух- и семизажимные, рассчитанные на номинальное напряжение 12 и 24 В и силу тока нагрузки 20 и 40 А (в зависимости от тяла).