Home Автоэлектроника Автомобильные провода и наконечники
Автоэлектроника

Автомобильные провода и наконечники

Автомобильные провода и наконечники, марки автомобильных проводов и требования к ним

Для соединения в схемах электрооборудования применяют автотракторные провода, которые делятся на провода низкого напряжения (до 48 Вольт) и высокого.

В качестве изоляции автомобильных проводов применяют поливинилхлоридный пластикат, который удовлетворяет следующим требованиям, предъявляемым к изоляции проводов на автомобиле:

масло-, бензо- и кислотостойкости, не распространением горения, работоспособности при низких и высоких температурах. Провода марок ПВА, ПВАЭ и ПВАЛ используют для соединений при температуре от —40 до +105°С, провода остальных марок — от —40 до +70 °С. Если при соединении приборов требуется экранирование провода, то применяют провода марок ПВАЭ и ПГВАЭ, а в случае необходимости защиты проводов от механических повреждений — провода с бронированной изоляцией марки ПГВАБ. Для удобства отыскания соединений и цепей провода изготавливают следующих цветов: белого, желтого, оранжевого, красного (бордо), розового, синего (голубого), зеленого, коричневого, черного, серого и фиолетового. Сверху сплошного цвета допускается нанесение дополнительного цвета эмалью ХС5103 в виде колец или полос (белой, черной, красной и голубой). Срок службы проводов не менее 8 лет.

Для соединения подвижной пластины прерывателя в распределителе зажигания используют провод марки ПЩОО сечением 0,5 мм2. В переносных лампах автомобилей применяют двухжильные провода марок ШПВУ и ПЛКТ.

Соединение аккумуляторной батареи с массой автомобиля на некоторых автомобилях производят медным неизолированным плетеным проводом марки АМГ. Однако следует иметь в виду, что в случае попадания электролита на этот провод он быстро разрушается.

Как определить нужное сечение автомобильного провода

При выборе сечения провода необходимо учитывать: силу тока из условия допустимого нагрева провода, допустимое напряжение в цепи, механическую прочность провода и способ прокладки (одиночный или в пучке).

В зависимости от марки автомобильного провода сечение его жилы может быть следующих размеров: 0,5; 0,75; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0; 6,0; 10; 16; 25; 35; 50; 70 и 95 мм2. Ниже приведена зависимость между сечением провода и его сопротивлением.

Сечение провода, мм2 0,5 0,75 1,0 1,5 2,5 4,0 6,0
Электрическое сопротивление, Ом/м х 10-2, не более 3,7 2,5 1,85 1,2 0,72 0,46 0,29

Допустимые значения силы тока при длительных нагрузках проводов сечением 0,5—16 мм2 при одиночной прокладке должны быть не выше указанных в таблице 1.

Таблица 1 номинальное сечение провода и допустимое значение тока в автомобильной проводке.

Номинальное сечение провода, мм2 Сила допускаемого тока (в А) при длительной нагрузке и при температуре окружающей среды, °С
20 30 50 80
0,5 17,5 16,5 14,0 9,5
0,75 22,5 21,5 17,5 12,5
1 26,5 25,0 21,5 15,0
1,5 33,5 32,0 27,0 19,0
2,5 45,5 43,5 37,5 26,0
4,0 61,5 58,5 50,0 35,5
6,0 80,5 77,0 66,0 47,0
16,0 149,0 142,5 122,0 88,5

Контакт наконечника в месте соединения обладает сопротивлением, значение которого не должно превышать значений, указанных в таблице 2.

Таблица 2 допустимые значения сопротивлений контактов наконечника в месте соединения проводов в автомобиле.

Соединение Переходное сопротивление, мОм
допустимые значения рекомендуемое
Винтовое 0,03—0,04 0,04
Штекерное, включая переход штекер—провод 0,11—0,27 0,11
Плавкие через предохранители:
на 10 А
2,4—6,1 4,6
на 20—30 А 1,1—3,5 1,5

Штекерные соединения, у которых усилие разъема мало (1—3 Н), обладают по сравнению с обычными повышенным переходным сопротивлением (в 2—2,5 раза). Поэтому не рекомендуется без надобности производить расстыковку штекерных соединений во избежание ослабления и нарушения контакта.

При прокладке проводов сечением 0,5—4,0 2 в жгутах, в поперечном сечении которых по трассе содержится от двух до семи проводов, сила допустимого тока в проводе I=0,55I1 (где I1 — сила тока по таблице 1), а при наличии 8—19 проводов — I=0,38I1.

Сечение проводов цепи автомобильного стартера подбирают так, чтобы падение напряжения в проводе не превышало 0,2 В на каждые 100 А потребляемого стартером тока.



Автомобильные провода высокого напряжения

Провода высокого напряжения для автомобилей

Рис. 2. Провода высокого напряжения для автомобилей: а — ПВВ; б — ПВВО; в — ПВВП

Провода высокого напряжения в автомобилях, применяемые для соединения в цепях системы зажигания, подразделяются на обычные ПВВ с металлическим многожильным проводником 1 (рис. 2, а) и помехоподавительные провода марок ПВВО и ПВВП. При использовании проводов ПВВ необходимо устанавливать наконечники с подавительными резисторами у каждой автомобильной свечи. Резистивный провод ПВВО (рис. 2, б) состоит из жилы-сердечника 2 (изготовленной из хлопчатобумажной пряжи и пропитанной сажевым раствором) в хлопчатобумажной или капроновой оплетке 3 и изоляции 4 из поливинилхлоридного пластиката или одно- или двухслойной резины. Недостаток провода марки ПВВО — трудность обеспечения надежного контакта между проводом и наконечником.

Реактивные провода марки ПВВП (рис. 2, в) имеют в центре льняную нить 1, на которую нанесен слой ферропласта 7 (20 % поливинилхлоридного пластиката ПДФ и 80 % ферритового порошка). Поверх ферропластового слоя намотана проволока 6 диаметром 0,12 мм из сплава 40Н, являющаяся токопроводящей жилой. На нее наложена изоляция 5 из поливинилхлоридного пластиката. Подавление помех в этом проводе осуществляется как слоем ферропласта, так и проводником — спиралью. Провода марки ПВВП соответствуют требованиям на допустимые пределы радиопомех.

Провода имеют наконечники под винт или штекерные соединения. Наконечники соединяются с проводом пайкой или опрессовкой.



Правила ухода за автомобильными проводами

При эксплуатации автомобиля необходимо соблюдать следующие правила ухода за проводами:

  • не допускать попадания на провода и их оплетку воды, масла, топлива и электролита;
  • систематически очищать изоляцию проводов от грязи, в случае наличия на изоляции провода трещин, повреждения изоляции устранить повреждение или заменить участок провода;
  • систематически подтягивать винтовые зажимы в местах подсоединения проводов, предварительно очистив их от пыли и грязи;
  • не рекомендуется без надобности расстыковывать штекерные соединения во избежание ослабления и нарушения контакта. Необходимо смазывать штекерные соединения смазкой Литол-24, а также применять защитные чехлы;
  • систематически проверять падение напряжения на участках цепей и контактных соединениях систем освещения, электроснабжения, пуска и других потребителей;
  • систематически проверять посадку проводов высокого напряжения в гнезда крышки распределителя и наконечников свечей;
  • проверять, не расположены ли провода близко от нагретых деталей двигателя, а провода высокого напряжения — близко от массы двигателя и автомобиля для предотвращения пробоя изоляции на массу;
  • систематически проверять, не появилась ли коррозия и не окислились ли винтовые и штекерные соединения, тщательно устранять их при обнаружении;
  • заменять плавкие вставки предохранителей после устранения причин, вызвавших короткое замыкание.

При замене плавкой вставки использовать выпускаемые промышленностью предохранители на соответствующую силу номинального тока или, в крайней, безвыходной ситуации, на проволоку только рекомендуемого сечения.

Например, при силе номинального тока предохранителя 10 А медный луженый провод плавкой вставки должен иметь диаметр 0,26 мм (для силы тока 15 А соответственно 0,37 мм). Категорически запрещается применять более толстую проволоку («жучки») или выпускаемые промышленностью предохранители, рассчитанные на большей силы номинальный ток.