Home Автоэлектроника Автомобильная сигнализация - устройство, схема и принцип работы
Автоэлектроника

Автомобильная сигнализация - устройство, схема и принцип работы

Схема автомобильной сигнализации

Большинство ранее опубликованных в отечественной литературе автомобильных охранных устройств выполнено на отечественных аналоговых элементах — транзисторах, операционных усилителях, тиристорах и т. п.

Подобные отечественные электронные компоненты доступна многим, но схемы устройств на аналоговой основе требуют тщательного налаживания и настройки, недостаточно экономичны и термостабильны. Ниже рассмотрим схему автомобильной сигнализации построенной на отечественной "логике". Логический узел автосторожа содержит несколько цифровых микросхем серии К561. Это устройство длительное время успешно эксплуатировалось на "Жигули" ВАЗ 21063 и зарекомендовало себя как надежный охранник автомобиля.

Устройство может быть использовано не только в качестве автосторожа, но и для охраны квартиры, гаража и других объектов.

В дежурном режиме схема устройства практически не потребляет энергии. В течение двух минут после включения питания оно не реагирует на состояние подключенных к устройству охранной сигнализации датчиков автомобиля. Владелец автомобиля без спешки может закрыть капот, багажник, проверить, надежно ли закрыты все двери. Спустя две минуты схема автосторожа автоматически анализирует состояние датчиков и либо переходит в дежурный режим, либо подает прерывистый звуковой сигнал тревоги.

Схемой автомобильной сигнализации предусмотрена пяти-, семи-секундная задержка срабатывания автосторожа при открывании любой из дверей и немедленная подача сигнала тревоги при открывании багажника или капота. Длительность подачи сигналов тревоги — 2 мин, частота их прерывания — 0,3...0,5 Гц.

Принципиальная электрическая схема автомобильной сигнализации представлена на рис. 1, а схема его внешних соединений — на рис. 2.

К контакту 2 разъема X1 устройства (рис. 2) подключают дверные переключатели. Контакт 4 разъема соединяют с кнопками SF1, SF2, связанными с крышкой багажника и капотом; возможно подключение к этому контакту дополнительных датчиков, в том числе вибродатчики реагирующих на колебания корпуса автомобиля. Через контакты 1 и 6 подводят к сторожу напряжение питания 12 В непосредственно от аккумуляторной батареи через переключатель SA1.1. Вторая группа этого переключателя (она подключена к контактам 7 и 8) использована для разрядки конденсатора С10 (см. рис. 1) одновибратора при отключении питания. Контакт 3 разъема соединяют с проводником, идущим от реле звуковых сигналов автомобиля к рулевой кнопке включения сигнала. Контакт 5 подключают к тому выводу замка зажигания, на котором появляется напряжение после поворота ключа.



Электронный автосторож (смотрите схему рис. 1) содержит две буферные ступени на транзисторах VT2 и VT3, два одновибратора на элементах DD1.2, DD1.3 и DD2.2, DD2.3, два формирователя импульсов DD4.1, С7, R16 и DD4.2, С6, R15, элемент И DD2.1, генератор импульсов на частоту 0,3...0,5 Гц, собранный на элементах DD3.1, DD3.3, RS-триггер DD3.2, DD3.4, коммутатор звукового сигнала VT4, VT5 и формирователь одиночного импульса установки RS-триггера в исходное состояние при включении питания, выполненный на элементах DD4.2, R14, С5. Резистор R13 служит для разрядки конденсатора С5 при отключении питания. Конденсатор С9 повышает устойчивость работы RS-триггера.

Буферные узлы введены в соответствии с рекомендациями по применению микросхем К561 — при отключенном питании автосторожа на входы элементов DD1.1 и DD2.1 не поступает напряжение, даже если оно присутствует на контактах 2 и 5 разъема XI. Отличительной особенностью устройства автомобильной сигнализации является наличие цепи обратной связи с выхода одновибратора DD2.2, DD2.3 через цепь задержки R12C3 на один из входов элементов DD1.4, DD1.1, на второй вход которых поступают сигналы с датчиков. При низком уровне сигнала обратной связи, что соответствует процессу зарядки конденсатора С10, блокировано прохождение сигналов от датчиков на вход RS-триггера (на вывод 12 элемента DD3.4).

Длительность импульса одно-вибратора DDI.2, DD1.3 равна 5...7 с, она определяет задержку срабатывания устройства при открывании дверей. Длительность импульса второго одно-вибратора — DD2.2, DD2.3 — равна 2 мин. В течение этого времени сторож не реагирует на положение датчиков и не подает сигнал тревоги.

Узел на элементах VD1, VT1, R1 предназначен для стабилизации напряжения питания сторожа.



Принцип работы схемы автомобильной сигнализации

При включении — питания формирователь R14C5 DD4.2 вырабатывает импульс высокого уровня, который устанавливает RS-триггер в исходное состояние, при этом на выходе элемента DD3.4 устанавливается низкий уровень, блокирующий работу генератора импульсов.

Одновременно после включения питания начинается зарядка конденсатора С10 через резистор R19 и на выходе элемента DD2.3 в течение двух минут (время зарядки этого конденсатора) присутствует напряжение низкого уровня. Оно блокирует прохождение сигналов с датчиков на одновибратор DD1.2, DD1.3 и на RS-триггер.

По завершении зарядки конденсатора С10 на выходе элемента DD2.3 устанавливается высокий уровень, который снимает блокировку сигналов с датчиков, — автосторож переходит в дежурный режим.

Если теперь открыть дверь автомобиля, откроется транзистор VT3, на верхнем по схеме входе элемента DD1.1 появится единичный уровень. В результате отрицательный перепад напряжения запустит одновибратор DD1.2, DD1.3, который сформирует импульс низкого уровня длительностью 5...7 секунд. По положительному перепаду напряжения этого импульса формирователь на элементе DD4.1 выработает короткий импульс низкого уровня, поступающий на один из входов элемента DD2.1. К появлению сигнала низкого уровня на других входах элемента DD2.1 приведет также включение зажигания (так как откроется транзистор VT2) и открывание капота или крышки багажника.

Единичный импульс с выхода элемента DD2.1, инвертируясь в элементе DD1.4, поступает на один из входов RS-триггера и переключает его в состояние, когда на выходе элемента DD3.4 появляется высокий уровень. При этом включается генератор DD3.1, DD3.3, его импульсы открывают транзисторы VT4, VT5, периодически включая реле звуковых сигналов автомобиля.

В момент переключения RS-триггера отрицательный перепад напряжения с выхода элемента DD3.2 запускает одновибратор DD2.2, DD2.3, который формирует импульс низкого уровня длительностью 2 мин. В течение этого времени снова оказывается блокированным прохождение сигналов с датчиков устройства. Спустя 2 мин одновибратор возвращается в исходное состояние, на его выходе снова появляется сигнал единичного уровня. Положительный перепад напряжения возвращает RS-триггер в исходное состояние, поэтому прекращается подача звуковых сигналов. Через короткое время задержки, зависящее от номиналов цепи R12C3, прекращается блокировка сигналов датчиков — сторож снова переходит в дежурный режим.

Если в этот момент поступит сигнал хотя бы с одного из датчиков, цикл повторится.

Все резисторы в устройстве — С2-23 или МЛТ. Конденсаторы С2, С4, С5, С10 — К50-16, С8 — К10-47а, остальные — КМ-56. Транзисторы КТ815Г можно заменить на КТ817Г; КТ361Г — на любой из серии КТ3107; КТ315Г — на любой из серии КТ3102 или использовать зарубежные аналоги. Вместо микросхем серии К561 можно использовать соответствующие из серии К176. Разъем X1 — любые с необходимым числом контактов. Проводники к переключателю SA1.2 (см. рис. 2) следует поместить в экранирующую оплетку, иначе одновибратор DD2.2, DD2.3 будет запускаться от помех.

Выводы 14 всех микросхем соединяют с эмиттером транзистора VT1, а выводы 7 — с общим проводом. Следует также между эмиттером транзистора VT1 и общим проводом включить параллельно два конденсатора: один оксидный емкостью 33...68 мкФ на напряжение 16 В, а второй — керамический емкостью 0,1 мкФ.

Устройство, собранное без ошибок и из исправных электронных компонентов, обычно начинает работать сразу. Иногда требуется только скорректировать временные интервалы. Резисторы R10 и R19 подбирают по требуемому времени задержки. Увеличение емкости конденсатора С10 сверх 150 мкФ и сопротивления резистора R19 сверх 820 кОм нежелательно.

Подбирая резистор R17 или конденсатор С8, устанавливают частоту прерывания звукового сигнала в пределах 0,3...0,5 Гц.

 

Статьи по теме:
Две простые схемы для противоугонной сигнализации автомобиля
Электронное оборудование автомобилей и мото техники